Савитрин К.
Познание глазами Востока и Запада
Лао Цзы
Это изречение китайского философа для западного сознания представляется парадоксальным. Ведь с точки зрения западного человека знающий именно должен говорить, чтобы распространять своё знание. Однако с точки зрения восточной философии это кажущееся парадоксальным изречение разумно.
Отличие состоит в том, что на Западе под знанием понимается часто запоминание чего-то или интеллектуальное представление о чём-либо. На Востоке же под действительным знанием или мудростью подразумевается способность проникновения в сущность той или иной идеи и её внутреннего содержания через настройку своего сознания на вибрацию этой идеи, через слияние с ней. Это не внешнее философствование, но внутреннее проникновение в сущность.
При внешнем подходе человек может сказать: «Я познал то или это». Он уже почти сразу имеет возможность хотя бы для частичного выражения своего опыта познания и часто вскоре спешит передать свой опыт другим людям, не распознавая особенно их готовности к восприятию этого опыта. Он не сознаёт, что определяющими факторами для передачи являются не только его собственный внутренний опыт, но и соответствующая подготовленность воспринимающего сознания. При этом человек полагает, что опыт можно передать другому посредством словесного выражения.
При внутреннем подходе человек не может сказать, что он познал, он не может даже выразить вполне своего внутреннего опыта познания. Он осознаёт, что внутренний опыт крайне трудно облечь в слова без искажения и утраты важнейшей части этого опыта. Ведь это не информация, которую можно запомнить, но опыт, который необходимо пережить. Именно поэтому познавший часто молчит, пытаясь уберечь Истину, познанную им, от искажения при облечении её в слова. Познав истину в духе, он проходит путь сгущения её к ментальному, а затем и словесному выражению. И в это время он остаётся в уединении, чтобы семя Истины, упавшее в почву его сознания, могло, не потревоженное, прорасти и принести свою жатву. Лишь после этого он обращается к людям, чтобы подарить им плод познанного. Однако он не идёт к первому встречному, он знает, что Истину невозможно передать неподготовленному сознанию. К истине можно направить, но постигнуть её может только человек, который сам ищет эту Истину, сам желает её познать. И ищет её не ради каких-то благ или какой-то выгоды, но из любви к ней самой. Именно об этом говорил Будда, когда призывал к священному браку с Истиной.
«Величайшее счастье, какое может вообразить смертный, — это брачные узы, связующие два любящих сердца. Но есть еще большее счастье: это объятие Истины. Смерть разлучит мужа с женой, но смерть никогда не поразит того, кто заключил союз с Истиной.
Потому соедините свою судьбу с Истиной и живите с ней в святом браке. Муж, любящий свою жену и мечтающий, чтобы их союз длился вечно, должен быть верен ей, как сама Истина; и она будет уверена в нем, будет чтить его и помогать ему. И жена, любящая своего мужа и мечтающая, чтобы их союз длился вечно, должна быть верна ему, как сама Истина: и он будет доверять ей, он будет почитать ее, он будет всем обеспечивать ее. Воистину, говорю вам, их брак будет сама святость и блаженство, и дети их будут подобны своим родителям и станут свидетелями их счастья.
Пусть никто не будет одинок, пусть каждый соединится в святой любви с Истиной. И когда Мара, разрушитель, придет отделить видимые формы вашего существа, вы пребудете с Истиной и вкусите вечной жизни, ибо Истина бессмертна» («Священные книги Востока», т. 19 / цитируется по «Основам буддизма» Е.И.Рерих).
Человек Запада часто ищет познания как средства для получения каких-то выгод. Грубый человек ищет выгод на физическом плане, более тонкий человек ищет услады чувств или ментальных радостей. Во всех случаях человек Запада может сказать: «Я познал». Тогда как человек Востока, на каком бы плане он ни познавал, говорит лишь о самой Истине, но не о том, что именно он познал её.
Ещё одно отличие состоит в том, что человек Запада сосредоточивает своё внимание на сфере познанного. И такая фокусировка сознания чрезмерно акцентирует его значимость в собственных глазах, усиливает его личностные качества. Тогда как человек Востока сосредоточивается на беспредельности непознанного. И такая фокусировка сознания усиливает его устремления к расширению сферы познанного. Он стремится проникнуть в Истину всё глубже и глубже, рассмотреть малейшие грани её адаманта.
Можно представить себе два типа восприятия на примере солнечного затмения, когда от глаз смотрящего Солнце скрывается находящейся перед ним Луной. Так Солнце Истины затмевается в сознании человека Запада его собственной значимостью или кажущейся огромной сферой познанного. Человек же Востока растворяет своё лунное сознание, разрушает иллюзию значимости своей личности, а также иллюзию значимости уже познанного, и ему открывается Солнце Истины во всей своей лучезарной полноте и беспредельности излучений его.
Однако теперь, на смене Эпох (с точки зрения индуизма, теософии, агни-йоги – смене Кали-юги или темной эпохи Сатья-югой или светлой эпохой. С точки зрения астрологии – смене Эпохи Рыб Эпохой Водолея), граница «западного» и «восточного» размывается и стирается. И невозможно в мире земном провести чёткую границу, разделяющую два этих типа мировосприятия и миропонимания. Более того, требование эволюции состоит в том, что оба они могут и должны быть объединены и уравновешены в сознании человека для того, чтобы он, проходя жизненный путь среди любых внешних и внутренних условий, мог подниматься безостановочно и неуклонно по ступеням беспредельной спиральной лестницы эволюции Жизни и формы. Перемешаны «восточное» и «западное», «мужское» и «женское», «мирское» и «священное». Перемешаны путём круговорота культур, ведь духовные сущности (Индивидуальности), перевоплощаясь то в одной, то в другой культурах, привносят в каждую последующую опыт, приобретённый во всех прежних своих существованиях. Так что можно сказать, осуществляется непрерывный культурный взаимообмен, культурное взаимопроникновение, взаимооплодотворение культур не только посредством очевидной миграции населения планеты, но и не столь явно – посредством перевоплощений духовных Индивидуальностей в разных культурах, народах, расах, нациях.
«… все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал.3:26-28).
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в Слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Иоан.8:31,32).
По аналогии с этим можно сказать, что нет уже ни восточного, ни западного типа восприятия и миропонимания, но есть лишь одно: понимание в Истине, которая делает всех свободными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий