Савитрин. Симфония Прекрасного

Савитрин К.
Симфония Прекрасного



«Может ли человек восходить или нисходить для себя одного? Конечно, никакое существо не может действовать без значения для окружающего. Не только каждым действием возмущает он различные слои атмосферы, но, дословно, влечет за собою близкие ему существа. Тем более человек должен осознать свою ответственность перед мирозданием. Человек возвысился помыслом — и тем самым кому-то оказал существенное благодеяние. Человек пал духом — и тем самым, может быть, умертвил кого-то. Помимо сознательных помыслов идет постоянное бессознательное сотрудничество, захватывая широкие круги по закону кармы и ауры» (Агни Йога, 168).

В начале каждого нового Круга Абсолют проявляется внутри Себя как два Первоначала — Дух (Парабраман) и Материя (Мулапракрити), бесконечными сочетаниями и дифференциациями Которых образуется Проявленная Вселенная со всем бесконечным разнообразием Искр Божественного Огня, осуществляющих свою эволюцию в этом Круге Бытия.
При проявлении Искры эти несут в себе лишь потенциал сущности Божественного Огня. И проходят Круг как путь Осуществления, путь Реализации своей Огненной Природы. Из Искры возгорается лепесток Огня. Из хаоса бесконечного множества Искр возгорается гармония Единого Огня. Из хаоса первоначальных Звуков рождается и звучит Симфония Огня.
Откуда же появляются зло, безобразное?
Зло есть несовершенство, обусловленное трудами человека, совершёнными в состоянии неведения и омраченности: мыслями, желаниями, устремлениями, побуждениями. Каждая мысль, каждое желание, устремление, побуждение отражаются на сознании человека, окрашивая его в соответствующие их природе цвета, излучения. Духовные учения говорят при этом об изменении цвета ауры, душевного настроя, настроения. Но кроме этих однократных более или менее непродолжительных изменений многократные повторения тех же душевных состояний воздействуют на характер человека и формируют его судьбу. В неведении о сущности и значении Законов Космоса человек устремляется не к тому, чтобы познавать Истину, воспринимать и творить Добро, Прекрасное, достигать Освобождения (Свободы Духа), но устремляется со всей страстью именно к тому, что порождает и утяжеляет его страдания и страдания окружающих людей, иных живых существ, ведёт к ухудшению экологической ситуации, даже грозит уничтожением жизни на Земле. Так неведение порождает зло и страдание.
«… источник и первопричина всех бедствий человечества в омраченности, в невежестве. От­сюда яркие определения и осуждения Гаутамою именно невежества. Он утверждал, что невежество есть величайшее преступление, ибо оно является причиной всех человеческих страданий, заставляя нас ценить то, что недостойно быть ценным, стра­дать там, где не должно быть страдания, и, прини­мая иллюзию за реальность, проводить нашу жизнь в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наиболее ценным, — знанием тайны человеческого бытия и судьбы» (Е.И.Рерих. «Основы буддизма»)
Безобразное появляется как следствие нарушения Законов Космоса, то есть Законов Гармонии Единой Жизни в проявленном Космосе. Всё сущее несёт в своей Природе магнит естественного следования этим Законам, магнит верности врождённой Гармонии со всеми живыми существами, составляющими Единую Жизнь. Минеральное, растительное и животные царства природы согласно ряду духовных учений (теософия, Живая Этика, Храм Человечества, …) управляются групповыми душами через инстинкты вида. Здесь нет индивидуальной души. Нет способности к осознанию себя. Нет выбора: инстинкт вида и выработанные естественными (природными) или искусственными (развитыми от взаимодействия с человеческой цивилизацией) условиями рефлексы управляют каждым малым существом, составляющим такую групповую душу. Нет свободы выбора и осознанности, и потому минералы, растения, животные не порождают личной кармы. В трёх царствах природы есть и страдание, и болезнь, и смерть. Но переживает их групповая душа, также и опыт усваивается ею, распространяясь через неё на последующие поколения вида.
Начиная с человека, точнее, начиная с момента появления у человека-животного индивидуализированной Души, Искры Божественного Огня обретает он способность к осознанию себя, к осознанному выбору и, таким образом, поднявшись над требованиями инстинкта и привычек, обретает свободу выбора направления свой индивидуальной эволюции. Он не только становится человеком разумным (Homo Sapiens), он становится венцом и царём Природы, но не по праву владения и пользования, а по праву ответственности. Он обретает возможность ускоренной эволюции правильной осознанностью и правильным использованием свободы выбора. При этом расширение возможностей налагает на человека и увеличенную ответственность за качество или правильность использования этих возможностей. Воистину, человек может не только эволюционировать индивидуально, но, осуществляя индивидуальный путь, содействовать эволюции всего сущего, воздействуя не другие существа, составляющие Единое, по закону Сообщающихся Сосудов и сознательной помощью им в эволюции. Человек может и должен стать помощником и руководителем в эволюции для существ минерального, растительного и животного царств Природы. Это — Долг и Назначение Человека.
Но малый ребёнок, осуществляя свои первые самостоятельные шаги, нередко падает. В неумелых попытках познавания сущности, ломает игрушки. Так человек совершает множество ошибок на первых ступенях познавания сущности Законов Космоса, управляющих жизнью и эволюцией всего сущего. В неведении и омрачённости нарушает Законы и порождает карму, порождает страдания свои, замедляет своё продвижение к постижению и осуществлению Назначения Человека, как воплощённого руководителя земной жизни и эволюции. В неведении и омрачённости ищет человек только удовлетворения своих эгоистических желаний, забывая об ответственности своей перед всеми живыми существами и Единой Жизнью. Таким пренебрежением к Законам Космоса, к своему Назначению порождает не только страдания свои, но и содействует распространению страданий во всех доверенных его водительству и заботе царствах Природы. Более того, из-за недостаточной наблюдательности он ещё не способен уловить взаимосвязи своих ошибок и последовавших за ними страданий. Так что прежде пробуждения к осознанию и пониманию сущности Законов Космоса порождает множество причин для своих последующих страданий, для страданий других людей, для страданий живых существ, составляющих три доверенных его попечению царства Природы. По неведению и омрачённости человек упорствует в заблуждениях и страстях и создаёт тем сами свои тяжкие оковы на века и тысячелетия. По неведению и омрачённости человек создаёт условия для страданий там, где мог просто и радостно исполнить свой Долг с пользой для Высшего, Общего Блага и ближних, и в этом обрести своё индивидуальное Благо.
Таким образом, безобразное или зло можно определить как следствие отказа человека от исполнения своего Долга, как следствие действий или деятельности (на ментальном, астральном или физическом планах), совершённых человеком в неведении и омрачённости сознания. Безобразное есть проявление несовершенства в постижении Законов Космоса и в следовании Им, плод уклонения человека от пути Эволюции.
Безобразное, будучи порождением неведения и омрачённости человека, будучи уклонением его от Самого Себя, от своей высшей Природы, от своего Долга, не только порождает цепь страданий этого человека, но и способствует распространению породивших его неведения и омрачённости в зависимости от силы его влияния.
Как же уменьшить распространение безобразного и расширить распространение Прекрасного? И Прекрасное, и безобразное обладают мощной «заразительной» силой, заключённой в сознании человека, осуществляющего свой свободный выбор. Замечательно изречение восточной мудрости: «Отойди от зла и сотвори благо». Но что это значит? Человек должен познать Законы Космоса, понять их теоретически и исследовать в применении к жизни. С опорой на понимание сущности Законов должен отточить и развить распознавание сущности явлений, познать сущность блага и счастья в добровольном и сознательном следовании Законам, а сущность зла и страдания в нарушении этих Законов Гармонии. Познать Самого Себя, то есть своё высшее «Я», своё Предназначение, свой Долг перед Единой Жизнью. Должен всем своим существом обратиться от зла, от порождения причин страданий и, одновременно с этим, всем существом устремиться к Благу. И, наконец, трудом беспредельного совершенствования человек призван осуществить своё Предназначение, свой Долг, исполнить служение ради восстановления Гармонии сосуществования, сотрудничества и эволюции всех царств Природы. Осуществить, преодолевая и побеждая не внешнее и внешних, но — самого себя, личное начало в себе ради утверждения в своём микрокосме власти духа над материей, власти бессмертной Индивидуальности, высшей Триады (Атма-Буддхи-Манас) над жизнью и деятельностью преходящей личности, в которой она воплощена и через которую осуществляет свою деятельность в трёх мирах (Плотном, Тонком и Огненном) человеческой эволюции. Исполнить самоотверженно, мудро, с любовью служение Высшему, Общему Благу и ближним.
Так из явленной хаосом человеческого творчества в состоянии неведения и омрачённости какофонии безобразного может и должна родиться Симфония Прекрасного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Савитрин. Видеть в Чудесном Чудесное ... 2, 3

Савитрин К. Видеть в Чудесном Чудесное ...  Опубликованы два эссе: "Видеть в Чудесном Чудесное ..." ... 2. Джошуа Белл https://pre...

Форма для связи

Имя

Электронная почта *

Сообщение *