Рерих Н.К.
Познавание Прекрасного
Платон заповедал в трактатах о государственности:
“Трудно представить себе
лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он
может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души”.
“Ввиду этого воспитание в
музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко
внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим...
Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться
им и согласовывать с ним свой быт”.
Конечно, слово музыка, в данном случае, мы не должны понимать в качестве
общепринятого теперь музыкального образования в тесном значении. У афинян музыка, как служение всем музам,
имела гораздо более глубокое и обширное значение, нежели у нас. Это понятие
обнимало не только гармонию тонов, но и всю поэзию, всю область высокого
чувства, высокой формы и творчества вообще в лучшем смысле.
Служение Музам было настоящим воспитанием вкуса, который
во всем познает прекрасное. Вот к этому действенно прекрасному нам и придется
опять вернуться, если только идеи высокого строительства не отринуты
человечеством.
Гиппиас Майор (красота) диалога
Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное
понятие. Прекрасное в себе! Ощутительное
и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее напутствие
к изучению и внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона одухотворена чувством
прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана
Дионисия, а затем живущий и восстановленный в садах Академии, не доказал
примером своим жизненность прекрасного пути?
Конечно, и гимнастика Платона
вовсе не современный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в
сферы одухотворенные.
Мы
говорили о введении в школах курса этики жизни, курса искусства мыслить. Без
воспитания общего познания Прекрасного, конечно, и два названные курса опять
останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие живые
понятия этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным.
Многие живые понятия древнего
мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслуженного расширения,
наоборот, умаление и обеднение. Так, обширное и высокое служение музам обратилось
в узкое понятие игры на одном инструменте. Ведь когда вы слышите сейчас слово
«музыка», вы себе прежде всего представляете урок музыки со всеми
наслоившимися ограничениями. Когда вы слышите слово «Музей», вы понимаете его
как складочное место для тех или иных предметов искусства. И как всякое
складочное место, это понятие вызывает в вас некоторую долю мертвенности. И это
ограниченное понятие музея-хранилища, складочного места так глубоко вошло в
наше понимание, что когда вы произносите понятие в первоначальном его значении,
а именно Музеон, то никто уже не понимает, что вы хотите этим сказать. Между
тем каждый эллин вовсе даже не самого высокого образования
понял бы, что Музеон есть прежде всего Дом муз.
Прежде всего Музеон есть Обитель всех родов
Прекрасного и вовсе не в смысле лишь сохранения тех или иных образцов, но в
смысле жизненного и творящего применения их. Потому часто вы можете слышать, что люди не могут понять, каким
образом Музей, как таковой, может заниматься всеми родами искусства, может
заниматься воспитанием вкуса и распространением чувства Прекрасного в существе.
В данном случае мы вспомнили
заветы Платона. Так же точно мы могли бы вспомнить
и Пифагора с его Законами о Прекрасном, с его незыблемыми основами светлых
мировых утверждений. Древние эллины дошли до того утончения, что возглавили
свой Пантеон Алтарем Неведомому Богу. В этом возвышении духа они приблизились
к утонченно несказуемому понятию древних индусов, которые, произнося «нети,
нети», вовсе не хотели этим сказать какое-либо отрицание, наоборот, говоря «не
То, не То», они лишь указывали несказуемое величие непроизносимого Понятия.
При этом эти великие
понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рассудке,
нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и
неистребимое. В сердце пылал тот же огонь священный, который слагал огненные
Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св.
Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов «Добротолюбия», много знавших и в
конце концов мало понятых.
Мы говорим о воспитании вкуса как об акте действительно государственного
значения. Когда мы говорим о Живой Этике, которая должна стать любимым часом
каждого ребенка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться
хотя бы до размеров заветов древности.
Разве можно считать
естественным фактом, что понятие, так ярко выраженное уже во времена Пифагора и
Платона, могло бы так сузиться и потерять истинное значение после всех веков
так называемого развития. Пифагор уже в
пятом веке символизировал собою целую стройную «жизнь пифагорейскую». Пифагор
утвердил музыку и астрономию как сестер в науке. Пифагор, названный ханжами
шарлатаном, должен ужасаться, видя, как вместо стройного развития разбита и
искривлена наша современная жизнь, не знающая прекрасного гимна Солнцу –
Свету.
В наши дни даже в печати иногда
сообщаются странные формулы, как, например, недавно сказанная формула о том,
что расцвет интеллектуальности является признаком вырождения. Формула очень
странная, если только автор не придает слову «интеллектуальность» какое-то
особо суженное понятие. Если, конечно, мы возьмем интеллектуальность лишь как
выражение одного условного засушенного рассудка, то, конечно, эта формула
справедлива. Но опасно одно – а именно, не считает ли автор интеллектуальность
как интеллигентность, которая должна быть связана, прежде всего, воспитанием
вкуса как действенного в жизни начала.
В наших глазах создалось на
Западе новое перенятое слово «интеллигенция». Сперва на этого новопришельца
несколько косились, но затем оно вошло в литературу. Является вопрос,
предполагается ли это понятие как выражение интеллекта, или же оно по древним
заветам символизирует вообще сознательное воспитание вкуса?
Если оно есть символ сознания и
утонченного и расширенного, то будем приветствовать всякое такое нововведение,
которое, может быть, еще раз напомнит нам о древних прекрасных корнях.
В письме о «синтезе»
вспоминались различия понятий Культуры и Цивилизации. Оба эти понятия
достаточно обособлены даже в обычных словарях. Потому не будем возвращаться к
этим двум последовательным понятиям, даже если бы кто-то и удовлетворялся
одним низшим понятием Цивилизации, не мечтая о Культуре.
Но, вспомнив про интеллигенцию,
позволительно будет спросить, принадлежит ли это понятие к Цивилизации как к
выражению интеллекта, или же оно захватывает и высшую ступень – а именно, входит
уже в состояние Культуры, в которой
действуют уже сердце, дух. Конечно, если бы мы предположили, что слово
«интеллигенция» должно относиться лишь к стадии рассудка, то его не стоило бы
вводить в новый обиход. Можно допустить нововведение там, где оно действительно
вносит что-то новое или, по крайней мере, достаточно обновляет древние Заветы в
рамках современности.
Конечно, всякий согласится с
тем, что интеллигенция, эта аристократия Духа, принадлежит к Культуре
и только в случае такого объединения можно приветствовать это новое
литературное понятие.
В таком случае воспитание вкуса,
конечно, принадлежит прежде всего интеллигенции, и не только принадлежит, но
является ее обязанностью, не выполняя которую, интеллигенция не имеет права на
существование и сама себя осуждает на одичание.
Воспитание же вкуса не может быть
чем-то отвлеченным. Прежде всего это есть действенный подвиг во всех областях
жизни, ибо где же может бать граница служению музам древних эллинов? Если
древние понимали во всем действенном объеме это служение и приложения в жизнь
этих прекрасных начал, то нам-то разве не будет стыдно, если мы в предрассудках
и ханжестве обрежем все лучезарные крылья огненно сверкающих ангелов?
Когда
мы предлагаем этику как школьный предмет, как предмет наиболее увлекательный,
обширный, полный созидающих начал, мы тем самым предполагаем и преобразование
вкуса как защиту от безобразия.
Андромеда говорит: «И я
принесла тебе Огонь». И древний эллин вслед за Эврипидом понимает, какой этот
Огонь и почему он так драгоценен. Мы же в большинстве случаев будем твердить
эти вдохновляющие, ведущие слова как фосфорную спичку. Мы наклеили высокое понятие фосфора – носителя света на спичку и
зажигаем ею наш охладевший очаг, чтобы сварить похлебку на сегодня. А где же
оно завтра, это светлое, чудное Завтра?
Мы
забыли о нем. Мы забыли, потому что мы утратили поиски, утратили утонченный
вкус, который устремляет нас к улучшению, к мечтам, к сознанию. Мечты для нас
сделались снами преходящими, но ведь неумеющий мечтать и не принадлежит к
жизни будущей, не принадлежит к роду человеческому с высоким образом.
Даже та простая истина, что мечта о будущем есть первое отличие человека от животного,
уже превратилась в трюизм. Но сам трюизм сделался не общепринятой истиной,
как должно было бы быть, но стал синонимом истины, о которой не следует думать.
Тем не менее, несмотря ни на что, даже во время самых больших
трудностей не отложим мысль о воспитании вкуса, не отложим мысль о предмете
живоносной этики. Не забудем об искусстве
мышления и будем помнить о сокровище сердца.
«Некий
отшельник оставил свое уединение и вышел с вестью, говоря каждому встречному: «Имеешь сердце». Когда же
его спросили, отчего он не говорит о милосердии, о терпении, о преданности, о
любви и всех благих основах жизни, он отвечал: «Лишь бы не забыли о сердце, остальное приложится».
Действительно,
можем ли обратиться к любви, если ей негде пребывать? Или где поместится терпение,
если обитель его закрыта? Так, чтобы не терзаться неприложимыми благами, нужно создать для них сад,
который откроется среди осознания сердца. Станем же твердо на основе сердца и
поймем, что без сердца мы – шелуха погибшая. Так заповедуют мудрые. Так и
примем, и приложим.
Без неустанного познавания Прекрасного,
без неутомимого утончения сердца и сознания мы сделаем и законы земного
существования и жестокими, и омертвелыми в человеконенавистничестве. Иначе
говоря, будем способствовать самой низменной гибели.
Сказано: «Sub pretextu juris summum jus saepe summa injuria, suaviter in modo, fortifer in re»[1].
24 мая 1932. Гималаи
[1] Sub pretextu juris summum
jus saepe summa injuria,
suaviterin modo, fortiferin re» (лат.) –
Под тогою закона высшее право – высшая несправедливость, ибо зачастую
по способу мягкое – по существу жестко. (Изречение составлено из двух крылатых
выражений).
Комментариев нет:
Отправить комментарий